Карта сайта

Китай продолжает испытания своего многоразового космического корабля

многоразовые орбитальные аппараты

Китай продолжает испытания своего экспериментального многоразового космического корабля, известного как CSSHQ. Несколько дней назад беспилотное изделие вернулось из космоса, где находилось в течение нескольких последних месяцев. Согласно официальным сообщениям, полет завершился успехом и позволил решить все поставленные задачи. При этом подробности проведенных работ традиционно не сообщаются.

По официальным данным

Китайская наука и промышленность достаточно давно занимаются тематикой многоразовых космических кораблей. Ключевые организации отрасли в прошлом неоднократно представляли те или иные концепты и наработки из этого направления. Как стало известно позже, к концу десятых годов был разработан очередной проект, который затем довели до строительства и запуска опытного образца на орбиту.

4 сентября 2020 г. на космодроме Цзюцюань состоялся запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» с опытным многоразовым кораблем в качестве полезной нагрузки. Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) сообщила, что прототипу предстоит испытать на орбите некоторые неназванные технологии, необходимые для развития гражданской космонавтики.

После выполнения всех задач корабль должен был вернуться на запланированную посадочную площадку на территории КНР. Полет продолжался менее двух суток. Уже 6 сентября опытный образец вернулся на Землю и совершил посадку. Место приземления официально не сообщалось.

В официальных сообщениях о полете обозначение опытного образца не приводилось. Его называли «экспериментальным многоразовым космическим кораблем» (Chongfu Shiyong Shiyan Hangtian Qi). Это определение и его аббревиатура, CSSHQ, используются за рубежом в качестве неофициального названия аппарата и проекта в целом.

Второй старт изделия CSSHQ состоялся 4 августа 2022 г. Вновь использовалась ракета-носитель «Чанчжэн-2F» и одна из площадок космодрома Цзюцюань. CASC официально сообщила о начале полета, но опубликованная заметка фактически повторяла новость от 2020 г. Вновь говорилось об испытаниях новых технологий и о будущем возвращении корабля на Землю, причем без указания точных сроков.


Ракета-носитель "Чанчжэн-2F" с кораблем CSSHQ на старте, сентябрь 2020 г. Фото Weibo

О возвращении CSSHQ с орбиты сообщили лишь несколько дней назад, 8 мая 2023 г. Полет продолжался 276 сут. и признан успешным. Выполненные эксперименты названы прорывом в своей области. Они поспособствуют дальнейшему развитию многоразовых космических систем мирного назначения.

На уровне предположений

Китайская корпорация CASC не раскрывает технические подробности своего проекта CSSHQ. Известно только то, что построен многоразовый аппарат, нуждающийся в ракете-носителе и способный самостоятельно выполнять посадку. Даже примерный облик, не говоря уже о точных характеристиках и возможностях, остается неизвестным.

Однако проект CSSHQ предсказуемо привлек внимание зарубежных специалистов и организаций. В результате этого уже в сентябре 2020 г. появились первые данные, на основании которых можно было делать те или иные выводы, предположения и прогнозы. В дальнейшем объем доступной неофициальной информации вырос, и за счет новых сведений удалось подтвердить предыдущие предположения.

Накануне первого полета в свободный доступ попали фотографии ракеты-носителя на стартовом столе. От других изделий «Чанчжэн-2F» она отличалась увеличенным головным отсеком полезной нагрузки. Как вскоре стало известно, на ракете был установлен корабль CSSHQ. При этом пропорции обтекателя и характеристики ракеты позволяли примерно определить размеры и массу ее нагрузки.

Буквально на следующий день после посадки опытного CSSHQ иностранные коммерческие спутниковые операторы провели фотосъемку полигона Лобнор. На его аэродроме была замечена повышенная активность. На разных точках присутствовала та или иная техника – вероятно, это было связано с посадкой космического аппарата. Тем не менее, сам CSSHQ в кадр не попал. Очевидно, что его спрятали в ближайшем ангаре до появления спутников.

По итогам второго полета появилась новая любопытная информация. Зарубежные организации, контролирующие космическое пространство, сообщают, что во время полета китайский аппарат осуществлял маневры. Вместе с ним на орбите оказалось несколько других небольших объектов. CSSHQ приближался к ним, взаимодействовал и удалялся.


Одна из площадок аэродрома на полигоне Лобнор. Снимок сделан в сентябре 2020 г. после посадки опытного CSSHQ и фиксирует повышенную активность на аэродроме. Фото Planet Labs

 

Китайский космоплан

Согласно наиболее распространенной версии, в рамках проекта CSSHQ был разработан и построен космический корабль-космоплан или орбитальный самолет в беспилотном исполнении. Он отправляется на орбиту при помощи ракеты-носителя, после чего самостоятельно выполняет поставленные задачи. Посадка производится на аэродроме «по-самолетному».

Предполагается, что внешне и по своей архитектуре CSSHQ должен напоминать существующие космопланы, такие как Space Shuttle, «Буран» или X-37B. Ранее CASC и другие организации показывали графику и макеты такого рода. Но какой из концептов получил развитие и имеет отношение к реальному проекту, неизвестно.

Нехарактерно крупный обтекатель ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» указывает предельные габариты изделия CSSHQ. Так, длина обтекателя может достигать 15 м. Диаметр – более 4 м. Ракета способна вывести на низкую околоземную орбиту груз массой 12 т. Впрочем, очевидно, что доступный объем и грузоподъемность используются не полностью, и космический аппарат существенно меньше обтекателя и весит менее 10-12 т.

CSSHQ оснащен системами автоматического и дистанционного управления. С их помощью он должен выходить на орбиту, выполнять маневры и проводить различные работы. Также должен присутствовать режим автоматического схода с орбиты, спуска и посадки на аэродроме.

Кораблю требуются разные двигательные установки. Так, для маневров и полета в атмосфере нужны жидкостные двигатели. Длительное пребывание на орбите должно обеспечиваться солнечными панелями или иным источником электроэнергии.

Предполагаемые габариты и масса космоплана позволяют разместить на нем некоторую полезную нагрузку. Для этого может использоваться отсек фюзеляжа, в т.ч. с подвижными крышками для вывода нагрузки в открытый космос или приема объектов внутрь. Предполагаемые габариты аппарата позволяют брать на борт, как минимум, десятки килограммов груза.


Принцип полета орбитальных самолетов, в т.ч. изделия CSSHQ. Графика CASC

В прошлом году иностранные организации, контролирующие космическое пространство, сообщали, что вместе с аппаратом CSSHQ на орбите оказалось несколько других объектов. Два из них опознали как обтекатель и ступень ракеты-носителя. Еще пять остались неизвестными. Это могли быть какие-либо элементы конструкции, штатно сбрасываемые орбитальным самолетом при отделении от носителя, либо объекты для проведения исследований или даже отдельные микроспутники.

Тайные перспективы

Таким образом, китайская наука и промышленность продолжает развивать направление многоразовых космических аппаратов и демонстрирует новые успехи. Опытный космоплан CSSHQ пробыл на орбите более девяти месяцев и, как сообщается, справился с запланированной программой испытаний и экспериментов. Впрочем, характер проведенных работ не уточняется по понятным причинам.

Корпорация CSAC утверждает, что изделие CSSHQ предназначается для отработки перспективных технологий для применения в области гражданского космоса. Это означает, что с его помощью будут проводиться только исследования и эксперименты. Однако в дальнейшем опыт этого проекта используют при создании совершенно нового космического корабля. И уже он станет платформой для перевозки грузов, людей, проведения новых экспериментов и т.д. Известно, что в КНР уже прорабатываются такие вопросы, и текущий проект поможет их дальнейшему решению.

Очевидно, что CSSHQ и последующие проекты представляют интерес не только для гражданской сферы. Наработки по этим программам могут быть использованы при создании техники военного назначения. В таком случае военно-воздушные силы НОАК, как ранее американские ВВС, смогут получить свой собственный космоплан с особыми возможностями и решать с его помощью секретные задачи.

Так или иначе, существующий проект CSSHQ и иные аналогичные разработки, находящиеся на ранней стадии, имеют большое значение для китайской ракетно-космической отрасли и смежных областей. Успешное завершение этих проектов создаст основу для дальнейшего развития и продвижения вперед. И последние испытания продолжительностью в несколько месяцев дают повод для оптимизма.

источник

Случайная картинка

лазер

Новые комментарии

Академия Собор
ихтиосфера
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Индекс цитирования.