
Страны НАТО прорабатывают пути дальнейшего развития беспилотной авиации и повышения её эффективности. В частности, в качестве перспективных воздушных платформ с повышенными лётными характеристиками рассматриваются дирижабли. Например, в нескольких мероприятиях последнего времени использовали беспилотный аппарат легче воздуха, разработанный финской компанией Kelluu Oy.
От идеи до внедрения
Компания Kelluu Oy была основана в 2018 г. группой энтузиастов, желавших сделать свой вклад в развитие беспилотной авиации, а также заработать на этом. К моменту основания компании они определились со сферой деятельности и сформировали общие идеи будущих проектов.
«Келлуу» с самого начала планировала заниматься БПЛА легче воздуха, а именно дирижаблями с дистанционным или автономным управлением. В 2018 г. компания изготовила первый опытный беспилотник такого класса и провела его лётные испытания. Эти мероприятия подтвердили принципиальную возможность создания и эксплуатации подобной техники.
Вскоре компании удалось привлечь инвестиции и организовать полноценную производственную площадку. Кроме того, наладили сотрудничество со смежными организациями, которые должны были поставлять дополнительное оборудование и агрегаты разного рода. Всё это позволило продолжить развитие перспективного проекта.
Многоцелевой дирижабль Kelluu
Уже в марте 2021 г. состоялись первые испытания опытного дирижабля с полноценным автопилотом. В сентябре запустили БПЛА с водородной энергетической установкой. Такая система энергоснабжения улучшила лётные и экономические характеристики беспилотника, и в середине 2022 г. провели первый полёт продолжительностью 12 часов.
В 2022-23 гг. компания Kelluu вышла на рынок услуг наблюдения и мониторинга. В интересах заказчиков осуществляются полёты с тем или иным оборудованием для сбора данных. Дирижабль осуществляет фото- и видеосъёмку, в т.ч. с немедленной передачей данных на землю. Также возможна установка иной аппаратуры разного назначения.
Сообщалось, что услугами «Келлуу» уже воспользовались несколько организаций и компаний из Финляндии и Швеции. С помощью дирижаблей изучалось состояние лесов и сельскохозяйственных угодий. Ожидаются аналогичные заказы от других стран, заинтересованных в сборе различной информации.
Дирижабль для армий
Наибольший интерес для любых производителей БПЛА представляют заказы от военных ведомств. Финская компания Kelluu Oy не стала исключением. В 2024 г. она подала заявку на участие в программе НАТО DIANA (Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic — «Ускорение оборонных инноваций в Северной Атлантике»). Целью этой программы является поиск новых средств разведки и мониторинга для использования в труднодоступных районах.
В середине декабря 2024 г. стало известно, что дирижабль «Келлуу» заинтересовал натовских специалистов и попал в следующий этап программы. В ближайшее время должны были стартовать его испытания под надзором Альянса. При этом финский БПЛА должны были сравнить с рядом других разработок, представленных на конкурс.
Первые результаты программы DIANA стали известны в начале сентября. Беспилотный дирижабль хорошо показал себя на проведённых мероприятиях, и его допустили ко второй «фазе» программы. Результаты новых испытаний и сравнений станут известны позже.
Изделие Kelluu участвует не только в программе DIANA. Его уже задействовали в нескольких учениях. Так, в июне на полигонах Финляндии прошли международные манёвры Atlantic Trident 25, в которых участвовало ок. 1000 чел. и 40 современных самолётов-истребителей. В интересах боевой авиации работал дирижабль с аппаратурой разведки. При этом характер его применения и боевых задач не раскрывались.
1 сентября в Португалии стартовали натовские учения REPMUS 25 (Robotic Experimentation and Prototyping using Maritime Uncrewed Systems). В них задействована масса современных беспилотников, безэкипажных надводных аппаратов и наземных робототехнических комплексов. В воздушной части учений представлен финский дирижабль «Келлуу».
17 сентября стало известно, что Kelluu Oy присоединяется к инициативе Digital Demining. Вместе с рядом других финских компаний она будет разрабатывать новые способы поиска и обезвреживания наземных мин. По всей видимости, «Келлуу» предоставит дирижабль с аппаратурой разведки и обнаружения, который должен будет составлять карты минирования.
Таким образом, беспилотный дирижабль от Kelluu участвует в разных мероприятиях и программах и показывает свои возможности. Однако пока речь идёт только о технике, принадлежащей компании-разработчику. Контракты на производство серийных БПЛА для армий или соглашения о длительной аренде на данный момент отсутствуют.
Аппарат легче воздуха
Утверждается, что дирижабль Kelluu имеет простую конструкцию, высокие технические характеристики, отличается удобством эксплуатации и т.д. Такое сочетание параметров и возможностей было получено за счёт использования доступных технологий и некоторых новых решений.
Основой такого БПЛА является оболочка-баллон из полимерного материала. Она имеет сигарообразную форму и оснащена узлами подвески необходимых компонентов. В хвосте имеются три плоскости-стабилизатора с рулями. Общая длина оболочки — ок. 12 м. Какой газ используется для заполнения, не уточняется.
Под носовой частью оболочки подвешивается модуль полезной нагрузки. Это могут быть оптико-электронные станции или иные приборы разного назначения. В существующем виде «Келлуу» предназначается только для наблюдения и сбора данных.
Также дирижабль оснащается системой управления с функциями автопилота и дистанционного контроля. Обеспечивается полёт по заданному маршруту, барражирование в требуемом районе и т.д. Кроме того, автопилот контролирует работу целевого оборудования. Имеется система связи для приёма команд и передачи данных разведки.
БПЛА имеет электрическую энергоустановку. Её основой являются маломощные водородные топливные элементы. Движение осуществляется за счёт электромотора с толкающим воздушным винтом в хвостовой оконечности оболочки.
Как и все дирижабли, изделие Kelluu не отличается высокой скоростью полёта. При этом обеспечена большая продолжительность и дальность. В существующих комплектациях такой БПЛА может оставаться в воздухе не менее 12 часов. Разработчики обращают особое внимание на экономичность водородной энергоустановки и отсутствие вредных выбросов.
Конструкция существующего 12-метрового дирижабля поддаётся масштабированию. При наличии соответствующего заказа, на её основе могут создать новые летательные аппараты иных габаритов с другой грузоподъёмностью. В первую очередь, речь идёт о возможности строительства более крупных БПЛА с повышенными характеристиками.
Старые новые идеи
Следует напомнить, что в прошлом дирижабли состояли на вооружении ведущих армий мира и активно использовались в разных целях. Например, в годы Второй мировой войны ВМС США массово эксплуатировали патрульные дирижабли для поиска подлодок противника. Однако в дальнейшем развитие этого вида военной техники остановилось.
В последние десятилетия вновь наблюдается определённый интерес к летательным аппаратам легче воздуха. Современные технологии позволяют делать такую технику беспилотной и оснащать её необходимой аппаратурой разного назначения. Финская компания Kelluu Oy с одноимённым проектом не так давно включилась в развитие этого направления и демонстрирует неплохие результаты.
12-метровый мягкий дирижабль с водородной энергоустановкой прошёл испытания и доведён до коммерческой эксплуатации. «Келлуу» показал достаточно высокие характеристики и подтвердил свой потенциал в качестве многоцелевой воздушной платформы. С его помощью велись различные наблюдения и сборы данных в интересах разных структур.
Подобная платформа может быть интересна и военным заказчикам. С её помощью можно улучшить воздушную разведку, целеуказание и корректировку огня, организовывать ретрансляцию радиосигналов и выполнять другие задачи. Во всех случаях должна достигаться высокая эффективность работы при ограниченных расходах на эксплуатацию.
В то же время, изделие Kelluu, как и его аналоги, не лишено недостатков. Главный — низкая живучесть и устойчивость к внешним воздействиям. Мягкая полимерная оболочка легко повреждается любым поражающим элементом, после чего дирижабль не может продолжать полёт. Это серьёзно ограничивает возможные районы работы и круг решаемых задач. Кроме того, дополнительные ограничения связаны с невысокими скоростными и манёвренными характеристиками.
Похоже, что коммерческие заказчики уже оценили дирижабль от Kelluu и продолжают пользоваться услугами этой компании. Теперь этот БПЛА участвует в крупном проекте НАТО и демонстрирует свои возможности на учениях. Какие выводы будут сделаны по итогам таких мероприятий, пока неизвестно.
Новые комментарии
55 сек. назад
17 часов 55 мин. назад
21 час 52 мин. назад
21 час 57 мин. назад
5 дней 1 час назад
5 дней 18 часов назад
6 дней 2 мин. назад
6 дней 45 мин. назад
2 недели 4 дня назад
2 недели 6 дней назад