Карта сайта

Оглавление

По страницам газет июль 1908

 
1
1908, июля 2-го, четверг.
Лондон, “Таймс”.

“…Следуя новой военной доктрине, правительство Соединенных Штатов решило положить в основу свой военно-морской программы “двух океанский стандарт”, то есть собирается иметь мощные флоты одновременно на Тихом и Атлантическом океанах”.
“…Удачные опыты произведены германским изобретателем Цеппелином с его управляемым воздушным аппаратом над Баденским озером. Аппарат сделал несколько полетов и поднялся до высоты в тысячу футов, которой до их пор была недосягаема для аэронавтов. На аппарате находился прибор для отправки и приема депеш по беспроволочному телеграфу. В применении этого телеграфа также достигнут полный успех. Аппарат смог развить скорость до тридцати миль в час…”
“…На заседании Лондонского Королевского общества известный учёный доктор Уильям Деннинг сообщил, что ночью тридцатого июня наблюдал в небе над Бристолем удивительное астрономическое явление. Несколько минут небесный свод был настолько светлым, что звёзды стало невозможным наблюдать; вся северная часть неба имела красный оттенок, а восточная – зелёный. Учёный высказал гипотезу, что данное явление связано с падением огромного болида где-то далеко к востоку от Англии, скорее всего – в диких лесах России…”

2
1908, июля 03-го, пятница.
Москва, “Русское Слово”.

“…Англичане, желающие видеть Россию сильной, и понимающие, что сила России в славянской солидарности, желают скорейшего полюбовного разрешения всех между славянских недоразумений и объединения славянства под полной гегемонией России…”
“…Из Фридрихсгафена телеграфируют о третьем успешном полете аэроплана графа Цеппелина. На этот раз летающую лодку посетили король и королева Вюртембергские. Их величества пожелали совершить полет и остались в восхищении от воздушной прогулки, которая продолжалась около часа. Император Вильгельм и палата депутатов Вюртемберга по телеграфу приветствовали графа Цеппелина с успехом…”
“Из Керчи передают: вчера и третьего дня ночью на небосклоне наблюдалось невиданное здесь необыкновенно яркое сияние, напоминающее северное сияние. Явление прекратилось только к утру. Петербургское телеграфное агентство получило многочисленные сообщения из Пензы, Славянска и Тирасполя о наблюдавшемся в ночь на второе июля северном сиянии. Белые ночи наблюдались и в Москве, в ночь среды. Это явление обратило внимание многих и служило предметом оживленных разговоров. На северо-западе небо было ярко освещено зеленоватым светом…”
“…В среду ночью в Царицыне-на-Волге наблюдалось довольно редкое для умеренного пояса северное сияние. Сейчас же после заката солнца в северной части небосклона появилась сильная полоса света. Обычные вечерние сумерки стали нескончаемыми, и далеко за полночь было светло. Все предметы освещались каким-то зеленоватым светом, и от домов и заборов ложились тени, как при лунном освещении. Это явление продолжалось до рассвета, когда северо-восток озарился как бы ярким заревом громадного пожара. Обыватели, заинтересованные редким атмосферическим явлением, по-своему толковали его. Большинство же принимало северное сияние за зарево большого пожара…”

3
1908, июля 12-го, воскресенье.
Томск, “Сибирская жизнь”.

“…Почти две недели назад около восьми часов утра в нескольких саженях от полотна железной дороги, близ разъезда Филимоново, не доезжая одиннадцати вёрст до Канска, по рассказам, упал огромный метеорит. Сначала высоко над лесом возник яркий ослепительный огонь, моментально охвативший всё небо.
Поднявшийся штормовой ветер ураганной силы вызвал столь серьёзные опасения машиниста, что тот был вынужден остановить поезд. Падение сопровождалось громовыми ударами и необычайнейшим гулом; публика из поезда хлынула к месту падения далёкого странника. Но осмотреть метеорит ближе не удалось, так как он был раскалён и почти весь ушёл в землю. 
Торчащая снаружи ярко сияющая верхушка дышала столь сильным жаром, что не позволяла любопытствующей публике приблизиться. Зато несколько минут спустя толпа была вознаграждена ещё одним фантастическим зрелищем: свечение нежданного гостя усилилось до нестерпимого, и остатки странника с грохотом полностью исчезли. На месте падения осталась лишь огромная впадина размахом в десятки саженей…”

 

4
1908, июля 15-го, среда.
Иркутск, “Сибирь”.

“Две недели назад утром, в начале девятого часа, у нас наблюдалось какое-то необычное явление природы. В селении Нижнекарелинском, что верстах в двухстах от Киренска к северу, крестьяне увидали на северо-западе, довольно высоко над горизонтом, какое-то до того чрезвычайно сильно светящееся тело, что нельзя было смотреть. Свечение было белым, голубоватым, двигалось в течение примерно десяти минут сверху вниз.
Тело это представлялось в виде “трубы”, то есть цилиндрическим. Небо было безоблачно, только невысоко над горизонтом, в той же стороне, в которой наблюдалось светящееся тело, заметили и маленькое тёмное облачко. Было жарко, сухо. Приблизившись к земле, блестящее тело как бы расплылось, на месте же его образовался громадный клуб чёрного дыма и послышался чрезвычайно сильный стук. Именно стук, а не гром, как бы от больших падавших камней или пушечной пальбы. Все постройки дрожали. В то же время из облачка стало вырываться пламя неопределённой формы. Все жители селения в паническом страхе сбежались на улицы, бабы плакали, все думали, что приходит конец мира.
Наш специальный корреспондент Степан Кулеш смог неделю спустя найти несколько очевидцев сего удивительного природного явления. Вот что рассказал местный житель Семён Семёнов, наблюдавший происходящее вёрст с пятидесяти с юго-восточного направления:
“…Небо раскололось, и в нём высоко над лесом возник огонь, быстро охвативший северную часть небосвода. Когда раскрылось небо, с севера пронёсся горячий ветер, как из пушки, который оставил на земле следы в виде дорожек. В этот момент мне стало так горячо, будто загорелась рубашка. Я было хотел разорвать и сбросить её с себя, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три. После удара пошёл такой стук, словно с неба падали камни или стреляли из пушек, земля дрожала, и я, лёжа на земле, прижимал голову в опасениях, что камни проломят её. Потом оказалось, что многие стёкла в окнах выбиты, а у амбара переломило железную закладку для замка двери…”
А вот бесхитростный рассказ двух других очевидцев, местных самоедов Чучанчи и Чекарена, оказавшихся верстах в двадцати к юго-востоку от центра события:
“Наш чум тогда стоял на берегу речки, и мы с Чекареном крепко уснули. Вдруг проснулись сразу оба - кто-то нас толкал! Услышали мы свист и почуяли сильный ветер. Чекарен ещё крикнул мне: “Слышишь, как много гоголей летает или крохалей?”. Мы ведь были ещё в чуме и не видели, что делается в лесу.
Вдруг меня кто-то опять толкнул, да так сильно, что я ударился головой о чумовый шест и упал потом на горячие угли в очаге. Я испугался. Чекарен тоже испугался, схватился за шест. Мы стали звать отца, мать, брата, но никто не отвечал. За чумом слышно было, как лесины падали. Вылезли мы с Чекареном из мешков и уже хотели выскочить из чума, но вдруг очень сильно ударил гром. Это был первый удар. Земля стала дёргаться и качаться, сильный ветер ударил в чум и повалил его. Меня крепко придавило шестами, но голова моя не была покрыта. Тут я увидел страшное диво: лесины падают, хвоя на них горит, сушняк на земле горит, мох олений горит.
Дым кругом, глазам больно, жарко, очень жарко, сгореть можно. А над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, будто второе солнце появилось, глазам больно стало, и я закрыл их. И сразу же был агдыллян, сильный гром. Это был второй удар. Утро было солнечное, туч не было, наше солнце светило ярко, как всегда, а тут появилось второе солнце!.. ”

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Индекс цитирования.